Отношение общества к приемным семьям: что происходит, как поддержать приемные семьи

Поделиться:
 

С развитием различных моделей замещающих семей начало формироваться общественное мнение и отношение социума к таким семьям, ведь, взяв приемного ребенка, семья оказывается в центре пристального внимания окружающих, которые в своем отношении руководствуются нашей историей «сиротства», сложившимися мифами о детях-сиротах, а также репортажами СМИ.

Опыт общения с приемными семьями говорит о том, что окружающие их не всегда понимают, «крутят у виска» и считают, что легче и проще помогать сироте в детском доме, ездить, навещать и быть наставником. Многие говорят: «вы, конечно, молодцы», — но примерить на себя роль приемного родителя не могут, недоумевают, иногда осуждают.

Что же влияет на отношение к приемным семьям, попробуем разобраться в данной статье.

Влияние СМИ

Очевидно, что одним из самых важных источников, который оказывает влияние на формирование мнений и убеждений являются СМИ: интернет, ТВ и печатные издания. В данном случае источники СМИ можно условно разделить на два типа: профессиональные и непрофессиональные, «публичные». Аудитория профессиональных источников информации довольна узкая и чаще всего составляетоит из специалистов, которые работают с детьми-сиротами, волонтеров, а также людей, которые задумались о приемном родительстве. Каналы трансляции и распространения данной информации также довольно узки.

Массовая аудитория строит свое мнение на «шумных» и рейтинговых передачах, которые в погоне за горячими новостями чаще транслируют неуспешный опыт (трагичные случаи) о детях-сиротах и приемных семьях. Плюс ко всему, зачастую журналисты, которые работают над программами и статьями, также не владеют информацией о различных формах семейного устройства детей и все формы устройства сводят к одной – усыновлению.

Итак, информационная пропаганда неудачного опыта, недостаточная информированность журналистов о разнице в формах устройства, безграмотная подача материала о детях-сиротах на массовую аудиторию – все это формирует искаженное представление о замещающих приемных семьях.

Это приводит к тому, что аудитория СМИ не понимает актуальную ситуацию, которая складывается в системе семейного устройства детей-сирот и, как следствие, может мешать принятию ребенка в семью. Мы все еще мало знаем о детях-сиротах, учреждения все еще остаются закрытыми, а обычный человек хочет принести в детский дом побольше подарков и единожды подарить свое тепло. Общество до сих пор не знает и не понимает проблемы детей-сирот, люди просто знают, что сироты где-то живут и им нужно помогать.

Родственники, друзья, знакомые

Принятие ребенка в семью часто меняет весь жизненный уклад, а вслед за ним меняется окружение, друзья. Иногда самые близкие родственники отказываются общаться с семьей и ребенком. Нередки случаи потери супруга и смены работы. Вот в этом случае, когда только появляется мысль о приеме ребенка в свою семью, к этому необходимо подготовить и других членов семьи, бабушек и дедушек, близких родственников и друзей.

Важно заранее поставить в курс дела оповестить ближайшее окружение, узнать их мнение о появлении ребенка в семье. В дальнейшем, в процессе обучения в Школе приемных родителей, попробовать проиграть острые моменты, которые могут возникнуть или проконсультироваться у ведущих Школы. Подготовка не только родителей, но и ближайшего окружения обеспечивает максимальную готовность к появлению приемного ребенка, а также способствует более легкой адаптации ребенка.

Материальное вознаграждение: корысть или необходимость

Безусловно на отношение к приемным семьям влияет и материальное вознаграждение, которое они получают замещающие семьи (кроме усыновителей). Иногда это основной повод для осуждения. Особенно часто критикуются многодетные приемные семьи, которые «детей набрали ради денег». В этом случае говорят о том, что на детях зарабатывают, но по сути тут не только денег не заработаешь, но еще и должен остаешься, ведь у ребенка сразу иногда «вылезаеют» множество болезнейи, появляется необходимость в репетиторах, дополнительных развивающих занятиях, покупке дорогих медикаментов, психологическом сопровождении. Все это требует немалых средств.

Также нужно осознавать, что материальное вознаграждение подразумевает под собой то, что приемная семья берет ребенка в свою семью на профессиональной основе. Это означает, что она всесторонне должна заниматься его развитием, помогать преодолевать эмоциональные проблемы, наблюдать за ребенком, вести мониторинг его развития, конструктивно взаимодействовать с органами опеки и попечительства, осуществлять взаимодействие с кровными родственниками, если того требует ситуация. На приемного родителя ложится груз ответственности по воспитанию и заботе о ребенке, который пришел в семью со своей личной травматичной историей. Отрывок из популярной книги Кэтти Гласс «Будь моей мамой. Искалеченное детство» может быть хорошим примером профессиональной деятельности, правильного отношения к приемным семьям и понимания детей-сирот.

Кэтти работает профессиональным опекуном, является фостерной семьей для детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации. По просьбе социальных служб в ее семью попадает 8-летняя Джоди, от которой за 4 месяца отказались пятеро опекунов. Как написано в предисловии к книге – «девочка с первого дня в семье показала себя настоящим тираном». Отношения к приемным семьям на западе хорошо иллюстрирует ситуация на игровой площадке, когда Джоди помешала съехать с горки одной из девочек. Отец девочки сделал строгое Кэтти строгое замечание, сказав, что ей нужно научиться следить за своим ребенком. Через некоторое он услышал разговор Кэтти с бывшей учительницей девочки, которая отметила позитивные изменения в состоянии ребенка и сказала, что Кэтти – замечательная фостерная мама и хорошо справляется. После этого мужчина подошел к Кэтти и извинился за свой грубый тон.

Важно отметить, что в сегодня детских домов в США и странах Европы нет. Ребенок может попасть в приют (детский дом семейного типа), но только на короткое время, пока ему не выберут приемную (фостеровскую) семью. Тайны усыновления также нет. Многие приемные родители и биологические матери выбирают «открытое усыновление», поскольку этот вариант приносит пользу всем, в особенности ребенку. Приемных родителей такая форма избавляет от неожиданностей, они больше узнают о наследственности, им не приходится жить в страхе, что биологическая мать внезапно вторгнется в их жизнь. Биологические родители, со своей стороны, получают постоянное подтверждение тому, что ее ребенок окружен любовью и хорошей заботой. Ребенок же может поддерживать контакт с родителем, что дает ему ответы на многие вопросы и ограждает от фантазирования. Главное тут, что это позволяет всем сторонам говорить правду – а правда имеет терапевтическое действие.

Школа

Еще одна из причин, о которой говорят приемные родители – это школа. Школьные трудности ребенка-сироты, которые обусловлены чаще психологическими, чем интеллектуальными проблемами, влекут за собой специфическое отношение к ребенку, восприятие его как «детдомовского», неудобного и отстающего. Приемный родитель опять оказывается в зоне непонимания и социального неодобрения и должен быть готов выслушать множество обидных, несправедливых обвинений в адрес ребенка, научиться сам держать оборону. Поэтому в отношении со школой нужно запастись терпением, не конфликтовать с педагогами, а напротив приложить все усилия, чтобы работать единой командой. Вообще трудности вхождения ребенка в новый класс, новую образовательную среду, плюс адаптация в приемной семье отнимают много душевных сил и ресурсов. На то, чтобы еще успевать в школе, сил просто не остается. Не все педагоги понимают, что ребенку сначала нужно совладать со своими эмоциональными проблемами, а уж потом браться за ум.

Снова мифы

За годы советской власти с ее доминантой коллективного было сформировано много мифов о детях-сиротах, которые прочно засели в массовом сознании. Вот, наиболее распространенные из них:

— воспитание в коллективе — это замечательно;
— главное — одеть и накормить;
— ребенка из детского дома берут только те, у кого нет своих детей;
— все эти «детдомовцы» больные, с ними одни проблемы;
— во всем виноваты гены, поэтому ничего хорошего из них не вырастет;
— ребенок не должен знать, что он приемный.

Разрушить эти конструкты довольно сложно. Сюда же можно отнести и установку, которая сильно укоренилась в нашей культуре: ребенок в приемной семье стереотипно воспринимается как человек из «чужой», да еще и неблагополучной группы. Так же в сознании заложен принцип кровности, то есть «родными можно стать только по крови». Однако, как показывает жизненный опыт, иногда родными становятся не по крови, а по душе, а кровные родственники могут быть вообще чужими друг другу людьми. При этом опять-таки на ребенка переносятся мифы о генах. Получается такая программа ожидания плохого и ненормального от ребенка, и если ребенок самостоятельно не справляется со своими трудностями (чаще не справляется), то легко попадает под эти ожидания и проявляет нехорошее поведение, что от него и ожидают.

Возврат детей

Отдельная тема, которая красной нитью проходит через всю тему детей-сирот и активно обсуждается в СМИ – это возврат детей. Чаще всего это происходит в моменты семейных кризисов и переходного возраста у детей, когда семья понимает, что она не в силах справиться с ребенком. В сложившейся ситуации винить только приемные семьи неправильно, потому что возвраты детей в учреждения — это только следствие всей системы семейного устройства в целом: непрофессиональной системы подготовки будущих приемных родителей, подбора семьи для ребенка и дальнейшего их сопровождения. Например, с 2013-го года прохождение Школы приемных родителей стало обязательным для всех кандидатов в приемные родители, однако этот важный этап иногда носит формальный характер, многие его проходят для галочки, есть заочные формы, а тренеры, ведущие школы, далеко не всегда имеют нужную подготовку, из-за чего «хромает» и результат. А результат – это осознанное и взвешенное принятие решения о приеме ребенка в свою семью, подбор семьи для ребенка с учетом его потребностей. По факту же не хватает специалистов, нет методик, нет грамотного подбора, поэтому в семью людей преклонного возраста60-летних могут отдать грудничка или сиблингов с трудностями в поведении, а тут зачастую уже никакое сопровождение не поможет. Вот и получается, что из-за «сбоев» в системе подготовки не формируется и ответственность семьи перед ребенком.

Система семейного устройства должна представлять модель сопровождения семьи с момента ее подготовки, и дальше – на всех этапах: подбора ребенка, принятия его в свою семью, адаптации (особенно в первый год жизни в семье). Словом, приемная семья должна иметь доступ к профессиональным службам на местном уровне, работая в ситуации доверия и безопасности.

Подведем итоги

Отношение общества к замещающим семьям — показатель развитости данной формы устройства и системы помощи детям-сиротам. Очевидно, что наше общество пока не готово осознать, что прием ребенка в свою семью – это труд и работа, требующая отдачи и знаний, что это никогда не бывает просто и нужна профессиональная система поддержки семьи.

Пока что мы только в началев самом начале этого непростого пути, который долгое времястолетия проходили западные страны. Нужно развивать институт замещающего родительства, вводить новые модели опорных семей, которые являются поддержкой для семей в трудной жизненной ситуации или семей, которые воспитывают детей-инвалидов. Необходимо работать на развитие служб поддержки приемных семей и на подготовку профессиональных кадров: педагогов, социальных педагогов, психологов, задача которых помогать семье, а не контролировать ее. СМИ должны делать акцент на успешном опыте приемных семей, тогда, наверное, и общество будет их поддерживать и слова: «Это ваши трудности! Зачем тогда брали!» — уже никому не придут в голову. Приемная семья так же, как и ребенок, должна осознавать, что ее границы не будут нарушены, она должна чувствовать себя в безопасности.

Важно понять, что взять ребенка в семью — это всегда непросто, зато награда за труды велика. Отношение к приемным семьям — это вклад каждого из нас, поэтому давайте начнем с себя и будем относиться к ним с добротой, уважением и поклоном. Это то, что придает сил, уверенности и делает всех лучше!

Автор: Порядина (Хомуева) Екатерина — социальный педагог, куратор АНО «Про-мама».

Источник: http://changeonelife.ru/

 
 

Подобные ресурсы

Часто просматриваемые ресурсы
Фонд «Измени одну жизнь» представляет вашему вниманию ценнейшие материалы в формате вебинаров.Опытные психологи, социальные работники и педагоги поднимают интересные темы в сфере...
Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги
В книге дается подробное описание программы Психологического сопровождения потенциальных замещающих родителей. Особое внимание уделяется тренинговой работе со взрослыми и детьми:...
 Дети, пережившие травму. Семьи, приносящие исцеление
Почему наши дети не отвечают взаимностью на нашу любовь? Что мы делаем не так? Эти вопросы могут волновать усыновителей, воспитывающих детей, переживших травму. Обычно семьи...
Семь способов позаботиться о сироте
1. Информируй себя Что ты знаешь об этом? Вера от слышания и видения. Найди возможность узнать больше о детях-сиротах.Через интернет, литературу, DVD и общение с теми, кто...
Форум Наставников "Одна Надежда"
Форум предназначен для общения и поддержки друг друга Наставников, которые помогают детям-сиротам по всей Украине и за ее пределами. Цель каждого Наставника - подготовить к...
 Еще ресурсы
Недавно добавленные ресурсы
Фонд «Измени одну жизнь» представляет вашему вниманию ценнейшие материалы в формате вебинаров.Опытные психологи, социальные работники и педагоги поднимают интересные темы в сфере...
День молитвы о сиротах 2017
В воскресенье 12ноября 2017года церкви разных стран будут молиться о детях-сиротах, в том числе церкви России, Украины, Беларуси, Латвии и Молдовы. В этот день особое внимание...
Пособие «Основы коммуникативных навыков для специалистов паллиативной помощи детям»
Качество оказания паллиативной помощи зависит от качества коммуникаций между специалистами и семьей ребенка с неизлечимым заболеванием. Пособие фонда «Детский паллиатив» разработано...
Сборник "Приемная семья в диалоге с социумом: потребности, ответственность, ресурсы"
Фонд «Здесь и сейчас» издал сборник, посвященный вопросам семейного устройства. Авторы издания - психологи, педагоги, сотрудники учреждений для детей-сирот и центров психолого-педагогической...
Молитва о сиротах 365
История На протяжении многих лет христиане молились о детях, оставшихся без попечения родителей. Несколько лет назад церкви и общины приняли решение ежегодно молиться вместе...
 Еще ресурсы
Другие ресурсы с теми же метками
Другие интересные события
День молитвы о сиротах 2017
Воскресенье, Ноябрь 12, 2017
В воскресенье 12 ноября 2017 года церкви разных стран...
 
 
Организации
 
 
© 2013
Дети Риска