Пособие

Быть наставником

Авторы: Татьяна Панюшева и Инна Пасечник
Пособие "Быть наставником"
Пособие "Быть наставником"     
Сфера:
Тип ресурса:
Опубликовано: 2017-11-04
Цель данного пособия — дать потенциальным волонтерам-наставникам конкретную информацию о детях, живущих в детских домах, и конкретные рекомендации по установлению с ними отношений, описать возможные сложные и трудные моменты на этом пути с целью повышения эффективности взаимоотношений и избегания разочарований.

В настоящее время структура детских домов в России меняется. В частности, в детских домах стараются организовывать группы семейного типа, т.е. разновозрастные группы с малым количеством детей и с постоянными воспитателями. Однако главной целью является развитие семейного устройства детей-сирот. Тем не менее, на данном этапе остается достаточное количество детей в детских домах.

Ранее волонтерскому движению казалось важным обеспечение детских домов одеждой, игрушками и прочими материальными благами. И в некотором смысле был период, когда это было оправданным, когда детские дома находились на грани нищеты (90-е гг.). Однако со временем стало очевидно, что материальная помощь не является тем, что может действительно помочь качественно изменить жизнь детей в учреждениях.

Следующим шагом стало развитие новой формы сопровождения детей из детских домов — наставничество. Такая форма взаимодействия требует значительно большей включенности, ответственности и самоотдачи. Наставничество предполагает регулярное взаимодействие волонтера с одним конкретным ребенком на протяжении длительного времени. Предполагается, что наставник может стать значимым взрослым в жизни ребенка для сопровождения подростка в процессе взросления, выбора образовательного пути, перехода к самостоятельной жизни. 

Важно подчеркнуть, что отношения с наставником принципиально отличаются от детско-родительских отношений. Наставник скорее занимает позицию «старшего товарища», что значительно ближе к дружеским отношениям, а не к семейным.

Практика показала, что люди, идущие помогать детям в детские дома без предварительной подготовки, сталкиваются совсем не с тем, чего они ожидают. Это может в итоге не только не приносить пользы, но даже приводит к значительному разочарованию с обеих сторон, а порой и к повторным психологическим травмам детей-сирот. Важно, чтобы потенциальные наставники имели возможность заранее (до «выхода к детям») подробно обдумать для себя, готовы ли они к столь серьезному и ответственному виду помощи детям-сиротам: какова их собственная мотивация; есть ли у них ресурсы на это дело. Если кто-то из читателей еще на этапе ознакомления с данным пособием решит, что наставничество как вид волонтерства ему не подходит, то авторы будут считать такой результат тоже эффективным.

Формат методички не позволяет предоставить обширное и глубокое описание всех заявленных в содержании тем, поэтому в конце пособия приведен список дополнительной полезной литературы и фильмов, с которыми могут ознакомиться заинтересовавшиеся читатели.

Скачать книгу в формате PDF

Актуальные документы
j